Пытки украинцев в Харьковской области во время оккупации

Харьковская правозащитная группа ведет документирование международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления), предположительно совершенных военными РФ в Украине, в частности, в Харьковской области.
Владислав Должко25 сентября 2023UA DE EN ES FR RU

Вхід до катівні у Козачій Лопані, © Анна Черненко / Громадське Вход в пыточную в Казачьей Лопани, © Анна Черненко / Громадське

Вход в пыточную в Казачьей Лопани, © Анна Черненко / Громадське

Данная публикация посвящена собранной информации о событиях, имеющих признаки пыток, предположительно совершенных военными РФ против украинцев. Исследование опирается на данные, задокументированные ХПГ в базе данных коалиции “T4P” за период с 24 февраля 2022 года по 15 сентября 2023 года.

Сбор информации продолжается. ХПГ продолжает оказывать правовую, психологическую и гуманитарную помощь пострадавшим от международных преступлений.

Полная версия этой статьи доступна по ссылке.

Общая информация

На протяжении периода с 24 февраля 2022 по 15 сентября 2023 года на территории Харьковской области ХПГ задокументировала информацию о 308 инцидентах, связанных с пытками или бесчеловечным обращением.

Среди этих инцидентов наибольшее количество было задокументировано на ВОТ[1] Изюмского района Харьковской области — всего 165 инцидентов. На ВОТ Харьковского района задокументировано 53 инцидента, на ВОТ. Купянского района — 48 инцидентов, на ВОТ Чугуевского района — 41 инцидент.

Согласно собранным ХПГ данным, на ВОТ Харьковской области населенным пунктом, где было задокументировано больше всего инцидентов, является город Изюм — в целом 68 инцидентов.

Места жестокого лишения свободы и пыток

В течение указанного периода ХПГ задокументировала непосредственные свидетельства гражданских, которых военные РФ противоправно удерживали и пытали в 15 разных местах на ВОТ Харьковской области. Самым массовым местом жестокого лишения свободы и пыток гражданских на ВОТ Харьковской области были помещения Волчанского агрегатного завода.

В своем интервью заместитель начальника завода Олег Топорков отметил, что во время временной оккупации этой территории войска РФ превратили завод в “полномасштабный концентрационный лагерь”.

На підприємстві росіяни облаштували ‘справжню катівню’, бо вивозити всіх підозрілих людей до Росії було незручно, — говорить Олег Топорков, якого самого вивозили на допит до Бєлгорода. © Вовчанський агрегатний завод/YouTube На предприятии россияне обустроили ‘настоящую пыточную’, потому что вывозить всех подозрительных людей в Россию было неудобно, — говорит Олег Топорков, которого самого вывозили на допрос в Белгород. © Волчанский агрегатный завод/YouTube

На предприятии россияне обустроили ‘настоящую пыточную’, потому что вывозить всех подозрительных людей в Россию было неудобно, — говорит Олег Топорков, которого самого вывозили на допрос в Белгород. © Волчанский агрегатный завод/YouTube

Наряду с данными, собранными в ходе личных контактов с жертвами и свидетелями пыток, Харьковская правозащитная группа постоянно собирает и анализирует информацию из открытых источников. ХПГ задокументировала информацию о 25 местах жестокого лишения свободы и пытках на ВОТ Харьковской области.

Массив собранной ХПГ информации позволяет обоснованно предположить, что, в частности, в отношении ВОТ Харьковской области, войсками РФ была обустроена внутренне структурированная двухуровневая сеть мест противоправного содержания и пыток гражданских.

В местах содержания “первого уровня”[2] военные РФ удерживали гражданских относительно непродолжительное время после захвата; в этих местах проводились первичные т.н. “допросы”[3]. В местах содержания “второго уровня”, куда специально перевозили жертв, обычно принимали решения по дальнейшему содержанию в плену и проведению повторных т.н. “допросов” или освобождению из плена.

Катівня у Козачій Лопані © Харківська обласна прокуратура Пыточная в Казачьей Лопане © Харьковская областная прокуратура

Пыточная в Казачьей Лопане © Харьковская областная прокуратура

Способы пыток

Системность и целенаправленность пыток также подтверждается способами их осуществления, которые являются похожими для многих даже географически удаленных мест содержания.

Катівня в Шевченковому © Донбас.Реалії Пыточная в Шевченково © Донбасс.Реалии

Пыточная в Шевченково © Донбасс.Реалии

Опираясь на свидетельства жертв, можно отметить несколько распространенных способов пыток, в частности:

  • Избиение руками (в том числе и в тактических рукавицах), ногами, посторонними предметами (прикладами автоматов, резиновыми дубинками, деревянной битой, ремнем и т.п.) по лицу, голове и телу жертв;
  • Пытки электротоком (применение электрошокеров, путем подключения проводов к пальцам, ушам, носу жертвы);
  • Пытки путем осуществления надрезов на ушах и пальцах жертвы или путем попытки отрезать части тела, в частности уши, даже если такие попытки так и не были доведены до выполнения;
  • Пытки путем имитирования расстрела.

Значительная часть жертв в своих показаниях отмечают особую жестокость пыток. Жертв избивали настолько сильно, что они теряли сознание. При пытках током его сила “просто скручивала тело… пена изо рта шла”, как это отмечает пострадавший.

Цель пыток

Основной целью захвата гражданских в плен и пыток были т.н. “допросы”. По своей сути т.н. “допросы” составляли сплошную пытку, целью которой было получение нужной информации, которой жертвы даже не владели. Другими основаниями для проведения т.н. “допроса” были т. н. “подозрения” в помощи Вооруженным Силам Украины, в частности, из-за корректировки огня, однако такие т.н. “подозрения” были совершенно безосновательными и использовались как безапелляционное обоснование захвата в плен и последующих пыток.

Распространена была пытка, связанная с принуждением жертвы, которая имела четкую проукраинскую позицию, открыто продемонстрировать свою лояльность к РФ и “отказаться” от своих проукраинских взглядов.

Значительную часть случаев также составляла пытка, совершенная как издевательство над жертвами. В частности, есть документированные случаи, когда жертв могли избить без какой-либо причины, просто как способ развлечься.

Бесчеловечное обращение

ХПГ убеждена, что условия, в которых противоправно удерживали “гражданских заключенных”, были настолько плохими, что сами по себе составляли бесчеловечное обращение, близкое по характеру страданий к пыткам.

Катівня на овочебазі у Козачій Лопані © Анна Черненко / Громадське Радіо Пыточная на овощебазе в Казачьей Лопане © Анна Черненко / Громадське Радіо

Пыточная на овощебазе в Казачьей Лопани © Анна Черненко / Громадське Радіо

Задокументированные показания жертв позволяют выделить, по меньшей мере, следующие аспекты условий плена, которые составляли бесчеловечное обращение:

  • Перенаселенность камер и помещений;
  • Духота в помещениях;
  • Отсутствие дневного света в помещениях;
  • Отсутствие или недостаточное количество питания и питьевой воды;
  • Ненадлежащие условия для посещения туалета или отсутствие возможности посещения;
  • Удержание с завязанными глазами и в наручниках;
  • Отсутствие должной медицинской помощи;
  • Невыносимый холод в помещениях.

Предварительная юридическая квалификация

Согласно положениям Римского Устава Международного уголовного суда, пытка может быть признана военным преступлением (ст. 8) или преступлением против человечности (ст. 7).

При этом следует понимать, что пытка как преступление против человечности обязательно предусматривает совершение указанного деяния как части широкомасштабного или систематического нападения, направленного против любого гражданского населения, и при осознании исполнителем своих действий как части такого нападения..

Выводы

Анализ собранной информации дает основания предварительно квалифицировать указанные выше деяния как преступления против человечности по статье 7(1)(f) РС МУС, а именно пытки, совершенные в рамках широкомасштабного и систематического нападения, совершенного осознанно и направленного против гражданского населения Украины.


[1] Временно оккупированная войсками РФ суверенная территория Украины.

[2] Уровневость носит описательный характер и установлена ХПГ на основе паттернов поведения военных РФ, которые противоправно удерживали и пытали жертв с целью демонстрации выявленных характерных признаков.

[3] Так называемые “допросы” не имеют ничего общего с допросами в уголовно-процессуальном понимании этого слова, поскольку фактически представляли собой методическую пытку жертвы.

Поделиться