Временная специальная парламентская комиссия, которую (не) возможно было не создавать

Речь идет о Комиссии по вопросам международного гуманитарного и международного уголовного права в условиях вооруженной агрессии РФ против Украины.
Константин Задоя07 сентября 2023UA DE EN ES FR IT RU

Виїзне засідання ТСК з питань міжнародного гуманітарного та міжнародного кримінального права в Харкові, скріншот з відео Телеканала Рада Выездное заседание ВСК по вопросам международного гуманитарного и международного уголовного права в Харькове, скриншот из видео Телеканала Рада

Выездное заседание ВСК по вопросам международного гуманитарного и международного уголовного права в Харькове, скриншот из видео Телеканала Рада

1 июля 2022 г. Верховная Рада Украины (ВРУ) образовала Временную специальную комиссию по вопросам международного гуманитарного и международного уголовного права в условиях вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины (Комиссия). Комиссия была уполномочена работать в течение года, а 23 августа 2023 года председатель ВРУ объявил на пленарном заседании о прекращении ее деятельности. Какое же наследие Комиссия оставляет после себя? Как оказалось, очень скромное.

Основными задачами Комиссии были:

  1. Подготовка и доработка проектов законов и других актов Верховной Рады Украины по: имплементации принципов и норм международного гуманитарного и международного уголовного права, регулирующих поведение сторон конфликта и устанавливающих ответственность за совершение международных преступлений; соблюдение и защита прав и свобод лиц, находящихся в районе ведения боевых действий и на временно оккупированных территориях (гражданское население, раненые и больные, военнопленные и другие), защита гражданских объектов, в том числе культурных ценностей, во время военного положения;
  2. Осуществление предварительного рассмотрения и подготовка выводов по проектам общегосударственных программ, предоставление согласия на обязательность международных договоров Украины, денонсация международных договоров Украины по этим вопросам;
  3. Осуществление взаимодействия с Кабинетом Министров Украины, Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека по вопросам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в районе ведения боевых действий и на временно оккупированных территориях (гражданское население, раненые и больные, военнопленные и другие).

Каждая из этих задач выглядит важной и неотложной ввиду того, что по состоянию на момент создания Комиссии Украина уже долгое время находилась в водовороте развязанного Российской Федерацией вооруженного конфликта, который 24 февраля 2022 года приобрел максимально широкий масштаб. При таких условиях создание специальной парламентской структуры, которая заботилась бы о вопросах международного гуманитарного и уголовного права и вопросах обеспечения прав человека в районе ведения боевых действий и на временно оккупированных территориях, выглядело вполне рациональным и оправданным шагом. Однако реальная деятельность Комиссии оказалась крайне далека от того, что можно было бы назвать успешным выполнением Комиссией поставленных перед ней задач.

Во-первых, Комиссия была определена главным комитетом только по одному законопроекту, а именно — проекту Закона “О применении и соблюдении норм международного гуманитарного права в Украине” № 8628 от 6 декабря 2022 года. Непонятно, почему при этом Комиссия не была определена главным комитетом, например, относительно многочисленных законопроектов о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (УК), связанных с ситуацией вооруженного конфликта. Например, правительственный проект Закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины № 7290 от 15 апреля 2022 года (предусматривает масштабные изменения в УК, призванные гармонизировать его положения с нормами международного уголовного права в вопросе ответственности за преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии). Проект Закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно насильственного перемещения лица за пределы территории Украины” № 9204 от 13 апреля 2023 года или проект Закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно осуществления принудительной мобилизации в незаконные вооруженные или военизированные формирования, созданные на временно оккупированной территории, и/или вооруженные или военизированные формирования государства-агрессора № 8325 от 30 декабря 2022 года.

Во-вторых, Комиссия не была успешной даже в “продвижении” единого законопроекта, в отношении которого была главным комитетом. Комиссия оперативно рекомендовала принять законопроект № 8628 в первом чтении (за основу) еще 26 декабря 2022 года, однако в дальнейшем он был отложен в парламентский “ящик” и до сих пор остается без движения.

В-третьих, для рассмотрения ряда законопроектов, таких как проект Закона “О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс Украины по совершенствованию ответственности за коллаборационную деятельность и смежные уголовные правонарушения” № 7570 от 20 июля 2022 года, Комиссия была определена не как главная, а как иной комитет. Однако ни по одному из них Комиссия даже не смогла предоставить вывод о возможности принятия в первом чтении.

В-четвертых, крайне странное впечатление оставляет отчет Комиссии по итогам ее деятельности. Например, значительная его часть посвящена участию членов Комиссии в различных мероприятиях и встречах, тематика которых связана с российской вооруженной агрессией против Украины. Впрочем, сложно понять, как это конкретно способствовало, например, реализации такой задачи Комиссии как имплементация принципов и норм международного гуманитарного и международного уголовного права. Еще большая часть отчета является фактически обобщенной статистической информацией, предоставленной органами исполнительной власти, например, информация о количестве уголовных производств в отношении уголовных правонарушений, совершенных в связи с вооруженным конфликтом, или о количестве внутренне перемещенных лиц. С другой стороны, из отчета не понятно, например, как именно Комиссия взаимодействовала с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в районе проведения боевых действий и на временно оккупированных территориях, хотя такое взаимодействие прямо упоминается среди основных задач Комиссии.

Поэтому в итоге приходится констатировать, что деятельность Комиссии стала одним из многочисленных примеров в истории украинского парламентаризма, когда рациональная и полезная идея, к сожалению, не находит должного воплощения в жизнь, а ее крайне низкая эффективность является свидетельством того, что вопросы международного гуманитарного и криминального права так и не получили со стороны парламента того внимания, которое они должны получать ввиду того, что Украина уже десятый год находится в состоянии международного вооруженного конфликта.

Поделиться