Полевые офисы Международного уголовного суда: вопросы и ответы

14 сентября 2023 г. Генеральный прокурор Андрей Костин и Прокурор Международного уголовного суда (МУС, Суд) Карим Хан сообщили о начале работы в Киеве полевого офиса (field office) МУС.
Константин Задоя04 октября 2023UA DE EN ES FR IT RU

Брифінг Генерального прокурора Андрія Костіна та Прокурора Міжнародного кримінального суду Карім Хана, джерело фото: Офіс Генерального Прокурора Брифинг Генерального прокурора Андрея Костина и Прокурора Международного криминального суда Карим Хана, источник фото: Офис Генерального Прокурора

Брифинг Генерального Прокурора Андрея Костина и Прокурора Международного Криминального Суда Карим Хана, источник фото: Офис Генерального Прокурора

Офис создан на основании Соглашения между Кабинетом Министров Украины (КМУ) и МУС от 23 марта 2023 года.

Ниже можно найти ответы на основные вопросы, касающиеся института полевых офисов МУС.

Создавал ли МУС полевые офисы раньше?

В первые годы работы МУС считалось, что потребности в полевых офисах нет и рабочие органы МУС могут выполнять свои функции, направляя в государства регулярные полевые миссии. Однако уже в 2005 году выяснилось, что такой подход не оправдывает себя. По состоянию на 2023 год, кроме Украины, офисы МУС функционируют в Уганде, Демократической Республике Конго (ДРК), Судане, Центральноафриканской Республике (ЦАР), Кот-д’Ивуаре, Мали и Грузии. Кроме того, МУС уже несколько лет ведет переговоры о создании офиса в Венесуэле.

Какие функции выполняют полевые офисы МУС?

Хотя на открытии офиса в Киеве со стороны МУС присутствовал Прокурор Суда, было бы ошибкой считать, что он является подразделением Офиса Прокурора МУС. Все полевые офисы входят в структуру Секретариата МУС. Согласно Правилам Секретариата, они создаются Секретарем Суда по предварительному согласованию с Председателем МУС на основании соглашения с соответствующим государством. Поэтому закономерно, что со стороны МУС соглашение по КМУ подписал действующий на тот момент Секретарь МУС Питер Льюис.

На полевые офисы возлагается широкий спектр функций:

  • оказывать техническую, логистическую и организационную поддержку сотрудникам Секретариата и Офиса Прокурора МУС, адвокатам защиты, представителям потерпевших и Целевому фонду для пострадавших в их миссиях на территории государства;
  • информировать штаб-квартиру МУС о социально-политических событиях и ситуации безопасности в соответствующей стране;
  • развивать и поддерживать отношения с ключевыми партнерами на территории государства места пребывания, включая органы государственной власти, международные правительственные организации, СМИ и гражданское общество с целью содействия рабочим органам МУС в выполнении их задач;
  • регистрировать заявления потерпевших о возмещении ущерба.

Поскольку полевые офисы оказывают поддержку участникам уголовного производства, преследующим совершенно разные интересы, ключевым принципом их деятельности является принцип нейтральности.

Хотя в штат офиса в Киеве не будут входить следователи или, например, эксперты-криминалисты, это не означает, что МУС не будет направлять их в Украину. В структуре Офиса Прокурора создано подразделение Объединенная команда (Украина), которое занимается исключительно расследованием международных преступлений, совершенных в контексте ситуации в Украине. В бюджете Суда на 2023 год были предусмотрены средства на 22 международных сотрудника Объединенной команды (следователей, экспертов, аналитиков и юристов), призванных выполнять полевые миссии в Украине, а также на семь национальных профессиональных сотрудников.

Кто финансирует работу полевых офисов МУС?

Работа офисов финансируется из бюджета МУС. В бюджете на 2023 год на офис в Украине было запланировано потратить 931 500 евро, а на 2024 год планируется выделить 2 070 400 евро. Для сравнения, посмотрим на финансирование офиса в Кот-д’Ивуаре. В бюджете на 2023 год на этот офис было запланировано выделить 650 100 евро, а в проекте бюджета на 2024 год планируется выделить 534 400 евро. Это сравнение показательно, ведь ситуация в Кот-д’Ивуаре, как и ситуация в Украине, находится на стадии предварительного расследования. Объемы финансирования двух офисов довольно ощутимо различаются в пользу офиса в Киеве, что является одним из многих свидетельств того, насколько важно для МУС расследование ситуации в Украине.

Ресурсы МУС на финансирование полевых офисов далеко не безграничны и часто открытие/усиление одного офиса требует ограничения финансирования/закрытия других офисов. Например, ценой открытия в 2023 году офисов в Украине и Судане было сокращение штатов офисов в Киншасе (ДРК), Кот-д’Ивуаре и Грузии, а также “определение приоритетов в распределении ресурсов” в офисах в Уганде и Бунии (ДРК). В 2024 году систему полевых офисов МУС, похоже, ожидает еще более кардинальная реформа. В частности, планируется юридическое закрытие офиса в Грузии (в этой стране останется только один представитель Секретариата МУС, деятельность которого будет направляться Главой офиса МУС в Украине), а также сокращение физического присутствия МУС и, соответственно, финансирования офисов в Судане и Киншасе (ДРК). Частично это обусловлено необходимостью увеличения финансирования новообразованного офиса в Киеве, частично — обстоятельствами процедурного (окончания Офисом Прокурора МУС предварительного расследования ситуации в Грузии) или безопасного (активизация вооруженных столкновений в Судане летом 2023 года) характера.

Кто возглавляет полевые офисы МУС?

Сначала штат полевых офисов не предусматривал должностного лица, которому подчинялись бы все сотрудники офиса. Это приводило к параллельной коммуникации сотрудников офисов со штаб-квартирой Суда и необходимости организации миссий из штаб-квартиры в соответствующую страну для решения проблем на местах. После реформы Секретариата МУС, состоявшейся в 2016 году, была введена должность Председателя офиса, которому подчиняются все его сотрудники.

Однако введение этой должности не гарантировало должной эффективности полевых офисов. Препятствиями могут быть различные объективные и субъективные факторы, примером которых является ситуация с офисом МУС в Грузии. В 2017 году Председателем этого офиса был назначен эстонский дипломат Каупо Канда, не знавший грузинского и осетинского языков, что усложняло коммуникацию с местными игроками (органами государственной власти, пострадавшими, представителями гражданского общества), и даже не имел опыта работы в структуре МУС, что усложняло коммуникацию со штаб-квартирой МУС. К тому же на первых порах деятельность офиса страдала из-за нехватки финансирования и кадров. Лишь со временем ее удалось наладить при активном содействии гражданского общества.

Именно Каупо Канд возглавит полевой офис МУС в Украине. Причем в 2023 году он будет формально возглавлять офис в Грузии и, что не является редкостью для практики МУС, будет совмещать руководство двумя полевыми офисами: в Грузии и Украине. С закрытием офиса в Грузии в 2024 году Канд официально возглавит офис в Украине и будет координировать остаточные полевые операции МУС в Грузии.

Каков штат полевых офисов МУС?

Штат офисов зависит от масштабов совершенных международных преступлений в рамках определенной ситуации, от того, насколько Суд продвинулся в их изучении, от факторов безопасности и прочих. Вовлечение в работу полевых офисов местного персонала считается крайне желательным, хотя и требует учета риска его возможной предвзятости. По утверждениям должностных лиц Украины и МУС офис в Киеве будет иметь самый большой штат из всех полевых офисов Суда. Однако эти заявления не следует переоценивать. В бюджете МУС на 2024 год запланировано, что штат офиса будет включать только семерых международных сотрудников, одного национального профессионального сотрудника и девятерых местных сотрудников.

Поделиться