‘Мы мечтаем стать ненужными’: инициатива Трибунал для Путина (T4P) презентовала результаты работы за три года

25 марта 2025 года инициатива “Трибунал для Путина” (T4P) обнародовала итоги трехлетней работы — почти 85 тысяч задокументированных военных преступлений и девять представлений в Международный уголовный суд.
26 марта 2025UA DE EN FR RU

Фото: Ukraine Crisis Media Center

Инициатива T4P (Tribunal for Putin) основана в марте 2022 года тремя правозащитными организациями — Харьковской правозащитной группой, Центром гражданских свобод и Украинским Хельсинкским союзом по правам человека — в ответ на полномасштабное российское вторжение. Сегодня участниками инициативы являются более сорока организаций, которые документируют преступления, соответствующие признакам, предусмотренным Римским уставом.

"Цель инициативы — достижение справедливости для каждого человека, пострадавшего от этой агрессии, а также для всего украинского общества”, — говорит Александра Романцова, исполнительный директор Центра гражданских свобод.

Александра Романцова, исполнительный директор Центра гражданских свобод. Фото: Ukraine crisis media center

Документаторы T4P работают как с открытыми источниками, так и непосредственно на местах — собирают фото и видеодоказательства, проводят интервью. Вся информация проходит проверку, ее анализируют с помощью OSINT-методов и систематизируют в виде отдельных кейсов. Среди них есть и самые масштабные атаки РФ: бомбардировка Мариупольского драмтеатра, подрыв Каховской ГЭС, угрозы Запорожской АЭС, а также удары по религиозным и медицинским объектам, в частности по ОХМАТДЕТу.

Уникальность подхода T4P — в территориальном распределении работы: каждая организация отвечает за отдельный регион, что позволяет более точно понимать местный контекст и эффективнее собирать данные. В ряде областей T4P задокументировала больше военных преступлений, чем государственные или международные институции. Благодаря этому база данных T4P является одним из самых больших массивов данных о войне в Украине. Несмотря на это, реальное количество некоторых видов преступлений почти наверняка существенно выше того, что можно зафиксировать.

“Есть еще одна база данных, которую ведет Харьковская правозащитная группа, куда входят те эпизоды, которые перешли в статус расследуемых уголовных производств. Этих эпизодов сейчас насчитывается более 15 с половиной тысяч. То есть можно сказать, что в общей сложности в наших базах более 100 тысяч задокументированных эпизодов”, — говорит Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы.

Фото: Ukraine Crisis Media Center

По состоянию на 20 марта 2025 года инициатива T4P задокументировала 84 396 военных преступлений, совершенных во время полномасштабной войны в Украине. Также зафиксировано по меньшей мере 3745 случаев разрушения или повреждения объектов культурной, религиозной и социальной инфраструктуры — в частности, исторических памятников, храмов, больниц, образовательных и научных учреждений. Также 17 421 задокументированная атака была направлена ​​на гражданские объекты: жилые дома, предприятия, школы, детские сады и другие сооружения. Полную статистику можно просмотреть на официальном сайте инициативы T4P.

На протяжении трех лет инициатива T4P активно распространяет информацию о военных преступлениях посредством публикаций в национальных и международных СМИ, акций, перформансов и разнообразных просветительских материалов. В частности, среди ее наработок — фильм “Тени на левом берегу” от Kyiv Independent, показывающий реальность на временно оккупированных территориях, фильм “Голоса Мариуполя”, рассказывающий истории трех мариупольцев, которым удалось выжить в осажденном городе без света и связи, под сокрушительными обстрелами российской авиации. Документальная лента “Заложники (без) защиты” о трудностях, с которыми сталкиваются бывшие пленники после возвращения домой, а также поэтический проект “Держись! Держусь!”, который передает боль и несокрушимость украинцев в российском плену и тех, кто их ждет. Вдобавок, в брошюре “Prisoners Voice” собрано 50 историй незаконно заключенных гражданских, чьи свидетельства помогают лучше понять масштабы нарушения прав человека, а в книге “Голоса войны. Мариуполь”, которая является первым печатным сборником интервью с очевидцами войны в Украине, 24 жителя Мариуполя рассказывают свои уникальные истории жизни в осажденном городе и попытки выехать из него.

Еще одно важное направление работы инициативы — международная адвокация. T4P активно сотрудничает с ООН, Советом Европы, ОБСЕ и ЕС, чтобы обеспечить международное давление на Российскую Федерацию.

Фото: Ukraine Crisis Media Center

За три года деятельности инициатива подготовила и передала в Международный уголовный суд девять представлений:

  1. Насильственные исчезновения на временно оккупированных территориях Украины
  2. Насильственная передача детей из Украины в Россию: Геноцид
  3. Внесудебные казни, совершенные россиянами в Буче и других частях Украины
  4. Жестокие лишения свободы на оккупированной Россией Харьковщине
  5. Геноцид в Мариуполе
  6. Обстрелы Украины как военное преступление России
  7. Язык вражды как преступления против человечности
  8. Расследование преступлений против окружающей среды
  9. Пытки, совершенные российскими военными в Украине

Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы. Фото: Ukraine Crisis Media Center

“Не только преступления, но и справедливость не имеет срока давности. Я считаю, что позиция Украины должна быть именно такой”, — говорит Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы.

Юлия Богдан, директор Центра исследований правоохранительной деятельности (CLEAR), акцентировала внимание на работе национальных институций в процессе расследования военных преступлений:

“Подчеркиваю объективную необходимость привлечения национальных судебных органов к расследованию и фиксации преступлений, совершенных по приказам высшего военного и политического руководства — в основном не против военных, а именно против гражданского населения на временно оккупированных территориях. Только в таком подходе можно видеть объективную реальность, а не имитацию борьбы с условным противником”.

Юлия Богдан, директор Центра исследований правоохранительной деятельности (CLEAR). Фото: Ukraine Crisis Media Center

Владлена Падун, аналитик Украинского Хельсинкского союза по правам человека, подчеркнула важность создания международного трибунала касательно преступления агрессии против Украины:

“Мы искренне надеемся, что благодаря поддержке Совета Европы, Европейского Союза, а также ряда европейских и мировых государств, трибунал будет создан уже в ближайшее время. Его целью станет не только достижение справедливости для Украины, но и утверждение общих принципов международного права для всего мира. Позитивным является то, что Украина смогла объединить вокруг этой инициативы многие государства. Это станет новым механизмом привлечения к ответственности и важным прецедентом: зло будет наказано”.

Владлена Падун, аналитик Украинского Хельсинкского союза по правам человека. Фото: Ukraine Crisis Media Center

Организация Truth Hounds, одна из участниц инициативы, использует в своей работе принцип универсальной юрисдикции, позволяющий преследовать виновных в международных преступлениях вне зависимости от места их совершения. На сегодняшний день организация уже передала пять представлений в компетентные органы других стран для инициирования соответствующих уголовных производств.

“Россия совершает военные преступления не с 2022, а с 2014 года, поэтому необеспечение привлечения к ответственности, возможность вероятной безнаказанности порождает все новые и новые нарушения. Поэтому для нас важен результат, который демонстрирует, что даже через 10-15 лет виновные лица будут привлечены к ответственности, и, возможно, это будет иметь какую-то превентивную роль, что уменьшит количество совершаемых на сегодняшний день правонарушений”, — говорит Зера Козлиева, юридический директор Truth Hounds.

Зера Козлиева, юридический директор Truth Hounds. Фото: Ukraine Crisis Media Center

Одним из важных аспектов установления справедливости является восстановление прав пострадавших. Особенно это касается гражданских лиц, вернувшихся из незаконного заключения в результате вооруженной агрессии против Украины. Их права защищает Закон Украины “О социальной и правовой защите лиц, в отношении которых установлен факт лишения личной свободы в результате вооруженной агрессии против Украины, и членов их семей”. Впрочем, как отмечает Игорь Котелянец, глава Объединения родственников политзаключенных Кремля, он принят еще до полномасштабного вторжения, и нынешняя редакция не учитывает новые реалии. В частности, она содержит дискриминационные подходы, оказывая помощь только отдельным категориям пострадавших.

“Мы должны гармонизировать наш закон с положениями Женевских конвенций, а также расширить рамки государственной поддержки, — отмечает Игорь Котелянец. — Помощь должна предоставляться всем гражданским, которые стали жертвами незаконного заключения, а не только тем, кто был вовлечен в общественную или активистскую деятельность”.

Игорь Котелянец, глава Объединения родственников политзаключенных Кремля. Фото: Украина Crisis Media Center

“Мы мечтаем стать ненужными. Все правозащитники мечтают о том дне, когда их можно будет уволить”, — говорит Александра Романцова, исполнительный директор Центра гражданских свобод.

Во время мероприятия инициатива T4P также представила брошюру с результатами своей работы, доступную на английском и украинском языках.

Поделиться