Ужасающий 27-летний приговор украинскому гражданскому, похищенному из оккупированного Россией Мелитополя

Российский суд приговорил Артема Малышева к 27 годам лишения свободы спустя два с половиной года после того, как тогда еще 38-летнего украинца похитили прямо недалеко от места его работы в оккупированном Мелитополе. Приговор является чрезвычайно жестоким, особенно с учетом того, что российские “следователи” так и не установили никаких других лиц, причастных к якобы “террористической организации”, в которой, по их утверждению, Малышев играл преимущественно вспомогательную роль.
Артем Малышев (род. 24.11.1984) был похищен 22 июня 2023 года. Всего за пять минут до начала рабочего дня он выехал на велосипеде в ближайшую аптеку и просто исчез.
Долгое время его семья и друзья не имели ни малейшего представления о том, что с ним произошло. Они сообщали о его исчезновении, просили всех, кто что-либо знает, связаться с ними. Даже когда стало ясно, что он попал в плен, прошел почти года, прежде чем появилась хоть какая-то ясность относительно предъявленных обвинений. При этом Россия внесла его в свой печально известный “список террористов и экстремистов” уже через несколько дней после похищения.
Неизвестно, где его удерживали около полугода, прежде чем перевезти в тюрьму в оккупированном Мариуполе. Такие периоды, когда человека содержат “инкоммуникадо” (без связи с внешним миром) и без официального статуса, как правило, используются для выбивания ложных “признаний” с помощью пыток. Подавляющее большинство подобных “судебных преследований”, включая дело Малышева, гораздо больше напоминают насильственные исчезновения, чем “аресты”. Нарушая международное право как путем применения российского законодательства на оккупированной территории, так и посредством принудительной депортации украинских граждан на территорию России, РФ также фактически лишает украинцев даже видимости справедливого суда.
Обвинительное заключение было официально передано в Южный окружной военный суд в Ростове 19 ноября 2024 года, накануне 40-летия Малышева. Поскольку состоялось несколько судебных заседаний, вполне вероятно, что Артем отрицал некоторые или все из пяти предъявленных ему обвинений. Его обвинили в “планировании террористического акта” (ст. 205 ч. 2 УК РФ), “участии в террористической организации” (ст. 205.4 ч. 2), “прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности” (ст. 205.3), а также по обвинениям, связанным с взрывчатыми веществами, по ст. 222.1 ч. 4 и ст. 223.1 ч. 3.
Утверждалось, что в течение подозрительно длительного периода времени (“с августа до конца ноября 2022 года”) Малышев якобы согласился на предложение представителя военной разведки Украины “вступить и принять участие в созданной террористической организации”.
Якобы роль Малышева в этой “террористической организации” заключалась в организации наблюдения за целями (которые, как утверждалось, выбирали “лидеры и организаторы” организации). Он также должен был транспортировать, переносить и хранить взрывные устройства и другие компоненты для самодельного взрывного устройства, и, очевидно, непосредственно участвовать в том, что государство-агрессор называет “террористическим актом”, путем подрыва взрывного устройства. Другие неустановленные лица якобы также занимались транспортировкой, хранением и иными действиями с взрывчатыми веществами и определили, что целью станет коллаборационист, назначенный российскими оккупантами “главой государственного дорожного агентства” (вероятно, Иван Миронов).
Утверждалось, что Малышев прибыл к дому в Мелитополе в конце октября — начале ноября 2022 года, забрал взрывные устройства, перевез их в другое место и “начал их хранить”. В апреле 2023 года он якобы получил видеоинструкции по детонации устройства — этим, вероятно, обосновывалось обвинение в “обучении террористической деятельности”.
После якобы наблюдения за автомобилем Миронова с 20 мая по 13 июня 2023 года Малышев, как утверждается, взял взрывное устройство и 13 июня 2023 года прикрепил его под автомобиль. Миронов якобы обнаружил его и сообщил оккупационным органам, которые обезвредили устройство. Следует отметить, что назначенные Россией оккупационные чиновники прекрасно осознают, насколько их ненавидят. Коллаборационист Евгений Балицкий, назначенный “руководителем” оккупированной Запорожской области, еще в августе 2023 года жаловался, что все они были вынуждены пройти курсы выживания, включая тщательную проверку своих автомобилей на наличие взрывных устройств. Такие лица являются вполне законными целями, и попытки государства-агрессора трактовать любые подобные нападения как “терроризм” являются абсурдными.
Нет никаких доказательств того, что Малышева задержали “с поличным”, равно как и указаний на то, почему он был “идентифицирован”. Подозрения лишь усиливаются расхождением в датах: в судебном отчете утверждается, что Малышев был “задержан” 5 июля 2023 года, то есть через две недели после того, как он исчез при обстоятельствах, однозначно указывавших на похищение.
Приговор был вынесен 26 декабря 2023 года “судьей” Денисом Васильевичем Степановым. Артема Малышева приговорили к 27 годам лишения свободы в колонии строгого режима, причем первые пять лет — в тюрьме с самыми строгими условиями среди всех российских пенитенциарных учреждений. Кроме того, ему был назначен огромный штраф в размере 700 тысяч рублей.