Россия устраивает новый “суд” над замученным украинцем

Обвинения против Григория Синченко, Владимира Макаренко и Дмитрия Паленка являются гротескными, при этом пытки Синченко Россией начались задолго до полномасштабного вторжения в Украину.
Галя Койнаш18 ноября 2025UA EN RU

Григорій Сінченко після попередніх тортур Hryhory Sinchenko after earlier torture Григорий Синченко после предыдущих пыток

Григорий Синченко после пыток

В печально известном Южном окружном военном суде в Ростове (Россия) начинается новый “суд” над тремя украинскими политическими заключёнными, каждый из которых уже получил отдельные приговоры от 18 до 26 лет. Несмотря на то, что почти наверняка Дмитрий Паленко и Владимир Макаренко также подвергались пыткам, особое беспокойство вызывает новое издевательство над Григорием Синченко, который с 2019 года пережил жестокие, а по крайней мере один раз — почти смертельные пытки.

В октябре 2025 года стало известно, что трёх мужчин обвиняют в попытке “террористического акта” в СИЗО Ростова-на-Дону. Утверждается, что в июле 2024 года Дмитрий Паленко, которого называют россиянином, хотя он сам из Крыма, предложил Владимиру Макаренко и Григорию Синченко “принять совместное участие в преступной деятельности”, и оба украинца согласились. Паленко якобы планировал “террористический акт” на 4 ноября 2024 года, но он был сорван. Всех троих мужчин обвиняют в планировании террористического акта, а Синченко также — в “вербовке”.

ФСБ России с 2014 года использует для расправ над украинскими политическими заключёнными обвинения в сорванных актах терроризма или саботажа. Обычно они основываются на “признаниях”, полученных, когда задержанных удерживали без связи с внешним миром, без доступа к адвокату, а также на “доказательствах”, которые очень легко сфабриковать. Любые “судебные процессы”, основанные на обвинениях против мужчин в СИЗО, ещё более сомнительны. На сокамерников очень легко оказать давление или подкупить их для дачи ложных показаний. Фактически шансов на справедливый суд нет, и трём мужчинам, вероятно, грозит увеличение их и без того длительных сроков заключения.

Согласно проекту “Мемориал. Поддержка политзаключённых”, Дмитрий Паленко (р. 14.10.1976) родом из Севастополя и сейчас находится в СИЗО, ожидая апелляции на приговор — 21 год заключения в “особом режиме” по нескольким обвинениям в “терроризме”, а также “государственной измене”. Его называют “россиянином”, однако это вполне может быть лишь следствием того, что Россия сделала невозможной жизнь на оккупированной территории без принятия российского гражданства. Информации о первом “суде” крайне мало, но её достаточно, чтобы “Мемориал” внёс его в свой список вероятных жертв политически мотивированного преследования.

Владимир Макаренко (р. 30.07.1997) — украинский военнопленный и признанный политзаключённый “Мемориала”, который ожидает апелляции на свой 18-летний приговор. Он является одним из 15 мужчин, которых 17 октября 2025 года приговорили к огромным срокам заключения по глубоко циничным обвинениям в “терроризме”. Эти обвинения основывались исключительно на ошибочном решении Южного окружного военного суда, который объявил батальон “Айдар”, входящий с 2015 года в состав Вооружённых сил Украины, “террористической организацией”. (читать подробно)

Григорий Синченко (р. 11.05.1991) значительную часть последних десяти лет провёл в заключении — либо в подконтрольной России “Донецкой народной республике” ("ДНР"), либо непосредственно в России. Он подвергался ужасным пыткам, о чём свидетельствовал его вид во время оглашения приговора в феврале 2025 года.

Синченко родом из оккупированной Макеевки (рядом с Донецком). Он жил в Херсоне, но в 2016 году вернулся на территорию, подконтрольную “ДНР”, по-видимому, чтобы восстановить медицинские записи. Он присоединился к партизанской группе, противостоявшей российской псевдо-"Донецкой республике”, и был схвачен так называемым “министерством государственной безопасности ДНР” или МГБ, 2 декабря 2016 года. Его обвинили во взрыве сигаретных киосков и жестоко пытали, в том числе применяли электрический ток, удушение и побои, а также подвешивали на несколько часов в наручниках. Его мать, Татьяна Гулевская, сообщила, что он был настолько сильно избит, что получил пневмоторакс и едва не умер. Его освободили во время обмена пленными 27 декабря 2017 года, но позже он вновь вернулся на территорию “ДНР”.

Его снова схватили в октябре 2019 года и обвинили в причастности к подрыву донецкой радиовышки 27 октября 2019 года. Как сообщалось, это был очевидный акт партизан. Видео взрыва было размещено на YouTube вместе с ультиматумом, который гласил: “Это сделано для того, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим пыткам в подвалах МГБ. Жестокое обращение и подключение конечностей к электрическим проводам стали нормой в ’народных’ республиках. Народ Донбасса должен выйти на протест против пыток, иначе фашистская республика останется без связи”. В сентябре 2020 года Синченко оказался в тюремной больнице в оккупированном Донецке. Он пытался перерезать себе вены в знак протеста против пыток, направленных на то, чтобы заставить его отказаться от адвоката и выбить ложные “признания”.

После полномасштабного вторжения России в Украину Синченко отдали “под суд” в Южном окружном военном суде в Ростове по российскому законодательству. Примечательно, что первоначальное “дело” против молодого украинца было возбуждено в ноябре 2019 года по одной статье так называемого “уголовного кодекса ДНР”. Как только Россия отбросила всяческие притворства и начала “судить” Синченко по своему законодательству, количество обвинений невероятно возросло — до рекордных 47 по Уголовному кодексу России. Среди них: “шпионаж” в пользу Службы безопасности Украины (СБУ); 15 эпизодов, где Синченко обвиняли в незаконном хранении оружия и взрывчатки; 12 эпизодов — в подготовке взрывчатых веществ; шесть обвинений в “саботаже” и одно — в попытке саботажа; а также три обвинения в покушении на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Эта чрезвычайная эскалация обвинений произошла, когда Синченко находился в плену — либо в оккупированной Донецкой области, либо в России, включая СИЗО №2 в Таганроге, печально известное особенно жестокими пытками и бесчеловечным обращением с украинскими гражданскими заключёнными и военнопленными.

"Суд” проходил в составе коллегии из трёх российских “судей” под председательством “судьи” Вячеслава Алексеевича Корсакова. Последний уже был вовлечён в преследования и вынесение длительных приговоров крымским татарам и другим украинским политзаключённым. 19 марта 2025 года Синченко был приговорён к 26 годам заключения в колонии строгого режима, с первыми пятью годами в тюрьме — худшей из российских пенитенциарных учреждений. Синченко, который находится в российском плену с 2019 года, также оштрафовали на 200 тысяч рублей.

Поделиться