Об использовании гражданских лиц и объектов как “живых щитов” (24 февраля 2022  — 7 февраля 2023 года, Харьковская область)

В статье проанализирована собранная Харьковской правозащитной группой информация о случаях использования присутствия гражданских лиц и объектов как прикрытия от боевых действий.
Владислав Должко, Николай Комаровский17 февраля 2023UA DE EN ES FR IT RU

Балаклійська лікарня, яку російські військові перетворили на свої казарми. Фото: “Факти ICTV” Балаклейская больница, которую российские военные превратили в свои казармы. Фото: “Факты ICTV”

Балаклейская больница, которую российские военные превратили в свои казармы. Фото: “Факты ICTV”

Харьковская правозащитная группа ведет документирование международных преступлений (предположительно геноцид, преступления против человечности, военные преступления), совершенных российскими оккупантами в Украине, в частности, в Харькове и Харьковской области.

В публикации исследована собранная информация о случаях использования присутствия гражданских лиц и объектов как прикрытия от боевых действий (вероятно, в рамках тактики “живых щитов”[1]) на территории Харьковской области за период с 24 февраля 2022 по 7 февраля 2023 года.

Общая информация о задокументированных инцидентах

В течение исследуемого периода Харьковской правозащитной группой было задокументировано 242 инцидента, которые содержат информацию о случаях использования гражданских лиц и объектов в качестве прикрытия от боевых действий.

По географическому критерию, больше всего случаев было зафиксировано на территории Купянского района Харьковской области — 94 инцидента.

Почти идентичное количество инцидентов — 93 — было зафиксировано на территории Изюмского района области

На территории Харьковского района области документаторам и журналистам ХПГ собрать сведения о, по меньшей мере, 43 случаях.

Кроме того, в Чугуевском районе области ХПГ было зафиксировано 7 инцидентов, в городе Харькове была собрана информация о еще 4 подобных эпизодах, а в Богодуховском районе области — еще об 1 случае.

Случаи использования гражданских лиц и объектов в качестве прикрытия боевых действий в Харьковской области

Случаи использования гражданских лиц и объектов в качестве прикрытия боевых действий в Харьковской области

Следует отметить, что в соответствии со статьей 8(2)(b)(xxiii) Римского статута Международного уголовного суда, использование присутствия гражданского лица или другого защищенного лица для защиты определенных пунктов, районов или вооруженных сил от военных операций является военным преступлением.

Статья 28 Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года также однозначно определяет, что присутствие любого лица, находящегося под защитой, в любых пунктах или районах не может быть использовано для защиты этих мест от военных операций.

Информация об использовании защищенных лиц и объектов в качестве “живого щита”

Переходя к непосредственному анализу объектов, следует отметить, что подавляющее количество задокументированных данных касается именно зданий жилищно-бытового назначения. Их число составляет 79,3% от общего количества или 192 инцидента.

В начале полномасштабного вторжения, 27 февраля 2022 года, оккупационным войскам Российской Федерации удалось прорваться в город Харьков. Как было установлено из исследования интернет-источников, в этот день вооруженные силы Российской Федерации использовали жилые многоэтажные дома в качестве прикрытия. На одном из фото, опубликованном в мессенджере “Telegram”, можно увидеть, как военная техника стоит в нескольких метрах от подъездов многоэтажных жилых домов, где обычно проживает большое количество гражданских лиц.

Російська військова техніка біля житлового будинку в Київському районі Харкова 27 лютого 2022 року. Фото: телеграм-канал “Харьков LIVE” Российская военная техника возле жилого дома в Киевском районе Харькова 27 февраля 2022 года. Фото: телеграмм-канал “Харьков LIVE”

Российская военная техника возле жилого дома в Киевском районе Харькова 27 февраля 2022 года. Фото: телеграм-канал “Харьков LIVE”

В одном из сел Харьковской области оккупационные войска разместили тяжелую технику впритык к частным домам. Соответствующие материалы были выложены на странице 40-й Отдельной артиллерийской бригады имени Великого князя Витовта в “Facebook”.

Російські танки біля житлових будинків. Скріншот із відео з фейсбук-сторінки 40-ї Окремої артилерійської бригади імені Великого князя Вітовта Российские танки возле жилых домов. Скриншот из видео с фейсбук-страницы 40-й Отдельной артиллерийской бригады имени Великого князя Витовта

Российские танки возле жилых домов. Скриншот из видео с фейсбук-страницы 40-й Отдельной артиллерийской бригады имени Великого князя Витовта

Значительное количество подобных инцидентов в базе данных инициативы T4P было зафиксировано в отношении объектов предпринимательской деятельности и коммерческо-производственного назначения. На данный момент документаторами и журналистами ХПГ было задокументировано по меньшей мере 19 таких эпизодов на территории области. В городе Изюм оккупанты дислоцировались на приборостроительном заводе, откуда обстреливали рядом находящиеся села. Местную автобазу в Балаклее, расположенную на окраине города, россияне превратили в место сберегания техники и топлива.

Нередки случаи использования вооруженными силами Российской Федерации учебных заведений в качестве своих пунктов дислокации. Всего в базе данных уже зафиксировано 15 таких инцидентов. Например, в селе Стрелечье военные превратили в тыловую базу одну из школ. Другим примером может служить школа села Оскол. Так, по словам жителей, россияне два дня проживали на территории местной школы. Также использование учебных заведений россиянами как пунктов своего размещения было подтверждено Генеральным штабом Вооруженных сил Украины.

Школа в селі Оскіл, в якій жили російські військові. Фото: “Суспільне Харків” Школа в селе Оскол, в которой жили российские военные. Фото: “Суспільне Харків”

Школа в селе Оскол, в которой жили российские военные. Скриншот из видео “Суспільне Харків”

Среди других объектов российские военные использовали здания государственных учреждений (5 инцидентов), здания лечебно-оздоровительных заведений (3 инцидента), объекты культурно-развлекательных учреждений (3 инцидента), здания культового назначения (2 инцидента).

Отдельно считаем нужным отметить использование российскими военными одной из больниц в городе Балаклея. Российские войска оккупировали этот небольшой город 2 марта 2022 года и через несколько дней в инфекционном отделении больницы обустроили свой собственный военный госпиталь. При этом, по словам директора медучреждения Марины Руденко, в других отделениях медики продолжали оказывать помощь гражданским. Впоследствии, после того как из учреждения выгнали врачей и пациентов, больница вообще была превращена в военные казармы. Таким образом, вероятно, оккупационные войска Российской Федерации пытались оградить себя от потенциальных обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины, используя лечившихся гражданских и саму больницу, как “живой щит”.

Выводы

Анализ собранной информации дает основания предварительно квалифицировать указанные выше деяния как нарушение международного гуманитарного права и как военные преступления по статье 8 (2) (b) (xxiii) Римского статута Международного уголовного суда, а именно использование присутствия гражданского лица или другого защищенного лица, для защиты определенных пунктов, районов или вооруженных сил от военных операций.


[1] В статье термин “живой щит” использован в понимании, определенном в исследовании Международного комитета Красного Креста об обычном международном гуманитарном праве, впервые опубликованном издательством Cambridge University Press в 2005 году (см. Правило 97).

Поделиться